25 Сентября 2011
|Во-вторых, упоминания о художниках производились в связи с тем, что род занятий служил для них характеристикой в буддийской монашеской среде и обеспечивал монастырские нужды в оформлении сооружений общины. Так, в матхурских надписях упоминается скульптор Шивамитра, который был приглашен для украшения монастыря Сравасти. В некоторых буддийских монастырях были свои монахи-художники. В одном тексте из Восточного Туркестана говорится о двух «монахах-живописцах» (они названы ргпака) из Фемы. Художники, относящиеся к монастырям, упоминаются как в китайских, так и тибетских источниках.
23 Сентября 2011
|
Художественное творчество на Востоке (по крайне мере в Индии) — скульптура больших и малых форм, живопись и пр. — представляло собой ремесленное производство; соответственно, художник, как и ремесленник, почти всегда анонимен. Он был составной частью мастерской, художественной школы, традиции. Появление имени исполнителя, как и упоминание о самих мастерах, в материалах Средней Азии не встречается, а в буддийских текстах сопредельных территорий это происходило редко и может быть объяснено несколькими причинами.
09 Сентября 2011
|
На целом ряде среднеазиатских буддийских сооружений зафиксирована настенная живопись, как декоративная, так и сюжетная. Соотнесение живописного и скульптурного декора на буддийских памятниках Бактрии кушанского времени (на примере центрального святилища монастыря Фаяз-тепе) позволяет сделать вывод о том что скульптура служила объектом поклонения (включалась в ритуал), тогда как сюжетная живопись рассматривалась прежде всего как иллюстративный материал, который этот ритуал сопровождал.