">

Наряду с образом Будды и бодхисаттв существенным источником сюжетов буддийского искусства стали джатаки, изображающие житийные сцены земной жизни Будды. В Винае Мула-Сарвастивадинов (Vinay Mula-sarvastivadins) содержится предание, в котором рассказывается о появлении подобного жанра в буддийском искусстве.

Согласно источнику, один из учеников Будды — Кашьяпа — для того, чтобы подготовить правителя Магадхи Аджаташатру к известию о смерти Будды, изобразил на стенах одного из царских павильонов последовательно все эпизоды из жизни Учителя — от видения матерью Будды слоненка, зашедшего к ней в бок, до перехода Будды в нирвану.

Учитывая специфику учения, одной из основных задач буддийского искусства стало оформление культовых сооружений как наглядного средства пропаганды. Монументальная скульптура, настенная живопись, монументальный архитектурный декор на протяжении веков были основными видами буддийского искусства.

Изучение буддийских памятников Средней Азии дает представление о соотношении различных видов произведений искусства. Из 27 относимых к буддизму памятников на 17 были выявлены фрагменты скульптуры, в основном глино-ганчевой, получившей распространение практически во всех регионах, где буддизм был зафиксирован со II по VIII вв. н.э. Помимо глино-ганчевой скульптуры, бактрийские памятники кушанского времени были украшены каменным архитектурным декором и каменной скульптурой. Каменная скульптура входила также в оформление буддийских памятников Семиречья раннего средневековья.