">

Согласно современным исследованиям, во второй половине I—начале II в. н.э. на северо-западе Индии (в районе Таксилы) для сооружения наземных буддийских монастырей была выработана планировка, в основе которой использована дворовая композиция — центральный двор с помещениями по периметру. Как правило, это был ряд одинаковых монашеских келий, составляющих жилую зону. К ней с одной стороны примыкали помещения культового характера (святилища, залы для собраний), с другой — помещения хозяйственного назначения (кухни, кладовые).

Подробнее...

В Индии первые буддийские монастыри, относившиеся ко времени жизни Будды, представляли собой садово-парковые территории с различными постройками, которые предназначались для проживания монахов в сезон дождей. Никаких регламентированных планировок у этих сооружений не существовало. В целом такие постройки обозначались терминами avasa или агата.

Подробнее...

Второй компонент — культовая архитектура, типология которой сформировалась в Средней Азии к рубежу эр, еще до прихода буддизма, и которая представляла сложный синтез иранской и эллинистической традиций. Для Средней Азии этого периода характерны два основных типа культовых сооружений: 1) храмы и 2) погребальные сооружения. Основными элементами храмовой архитектуры, типологии и эволюции которой посвящена огромная литература, стали целла, обходной коридор и храмовый двор. Такой набор планировочных элементов встречается в культовых постройках Бактии как эллинистического (храм Диоскуров на Дильберджине, II в. до н.э), так и раннекушанского времени (династийный храм Халчая-на, I в.).

Подробнее...

Первый компонент — буддийская (культовая) архитектура, привнесенная из Индии. При изучении этого компонента необходимо учитывать основные типы буддийских культовых сооружений, получившие распространение в Индии в период с 1 по X в., которые могли быть воспроизведены в Средней Азии.

Подробнее...

Буддийское искусство представляет собой тип конфессионального искусства, одной из основных задач которого является оформление культовых сооружений. В этой связи для объективного анализа произведений монументального буддийского искусства необходимо учитывать особенности памятников архитектуры.

Подробнее...

Что касается живописцев, то анализ живописной технологии кушанского времени дает основание считать, что авторство настенных росписей принадлежит художникам, не имевшими индийской выучки.

Подробнее...