10 Ноября 2011
|Согласно современным исследованиям, во второй половине I—начале II в. н.э. на северо-западе Индии (в районе Таксилы) для сооружения наземных буддийских монастырей была выработана планировка, в основе которой использована дворовая композиция — центральный двор с помещениями по периметру. Как правило, это был ряд одинаковых монашеских келий, составляющих жилую зону. К ней с одной стороны примыкали помещения культового характера (святилища, залы для собраний), с другой — помещения хозяйственного назначения (кухни, кладовые).
Одним из обязательных элементов монастыря являлась ступа, которая могла располагаться как внутри монастырского двора (монастыри Дхармараджика, Бхамала), так и за пределами основных монастырских построек (монастырь Калаван). Такая планировка, называемая «типичной кушанской», применялась при строительстве монастырей от Таксилы до Санчи на протяжении нескольких столетий. Для обозначения этого типа монастырей использовался термин «вихара».
На основании планировки под такое определение несомненно попадает ряд памятников Бактрии, которые датируются кушанским временем — Фаяз-тепе, сооружение на северной вершине Кара-тепе, Уштурмулло.