23 Сентября 2011
|
Художественное творчество на Востоке (по крайне мере в Индии) — скульптура больших и малых форм, живопись и пр. — представляло собой ремесленное производство; соответственно, художник, как и ремесленник, почти всегда анонимен. Он был составной частью мастерской, художественной школы, традиции. Появление имени исполнителя, как и упоминание о самих мастерах, в материалах Средней Азии не встречается, а в буддийских текстах сопредельных территорий это происходило редко и может быть объяснено несколькими причинами. Во-первых, такими указаниями являются финансовые сведения, конкретизирующие, кому и сколько было заплачено за работу. Так, на фрагменте живописи из Мирана (святилище М.У) сохранилась надпись кхароштхи, сообщающая, что «это картина мастера Тита, который получил за нее три тысячи монет». Большинство исследователей склонны видеть в этом имени пракритскую форму латинского имени Титус.
Трудно предположить, что человек с таким именем был буддистом; очевидно, что перед нами пример исполнения произведений буддийской тематики наемным художником. Другой источник упоминает о том, что монастырь заплатил художнику 80 монет за то, что он расписал фениксами и драконами стяги и балдахины, необходимые для проведения ритуальной процессии в населенном пункте.