">

Во-вторых, упоминания о художниках производились в связи с тем, что род занятий служил для них характеристикой в буддийской монашеской среде и обеспечивал монастырские нужды в оформлении сооружений общины. Так, в матхурских надписях упоминается скульптор Шивамитра, который был приглашен для украшения монастыря Сравасти. В некоторых буддийских монастырях были свои монахи-художники. В одном тексте из Восточного Туркестана говорится о двух «монахах-живописцах» (они названы ргпака) из Фемы. Художники, относящиеся к монастырям, упоминаются как в китайских, так и тибетских источниках.

Уровень живописи и монументальной скульптуры показывает, что оформлением среднеазиатских памятников буддизма занимались квалифицированные мастера. С большой долей уверенности можно предполагать, что скульпторы были местными, так как они продолжали местную традицию работы с глиной и ганчем — материалами, использовавшимися в Средней Азии с глубокой древности. Иногда материалы раскопок позволяют предполагать принадлежность мастеров-скульпторов к буддизму.

При восстановлении скульптуры в святилище комплекса на Кара-тепе для новой статуи были использованы фрагменты старой разрушенной скульптуры, т.е. мастера не были безразличными исполнителями и постарались сохранить священную преемственность образа.