15 Января 2012
|Другим типом культовых построек в буддизме были ступы. Согласно предсмертным распоряжениям Будды, с его телом надлежало поступить в соответствии с практикой погребения праведного правителя (чакравартина) — тело кремируется, прах помещается в золотую урну (реликварий), которая закладывается в ступу — специальное мемориальное сооружение, имеющее форму холма.
Символике ступ посвящена огромная литература. Традиционно считается, что ступа воспроизводит строение мироздания, а отдельные ее части сопоставляются с различными понятиями буддийского учения.
Классическая ступа должна состоять из следующих частей:
1. платформа основания — pashana-kuttima;
2. цилиндрический барабан — ghantakara;
3. сферический купол — anda;
4. навершие купола — harmika;
5. мачта — у asti;
6. зонтики — chвtras.
Вокруг ступы сооружалась ограда, создававшая возможность для совершения ритуального обхода — pradaksina-patha; по сторонам света в ограде устраивались ворота — torana.
Первоначально, согласно пожеланию Будды, поклонение ступе являлось уделом мирян, но уже в первой половине I в. до н.э. в пещерных сооружениях Западной Индии кельи монахов сооружаются рядом со святилищами, содержащими ступы (caitya-ghara; caitya-stupa), например, в Бхадже, a caitya-ghara становятся одним из обязательных элементов монастырских построек. Обход вокруг ступы— прадакшана — является одним из наиболее распространенных ритуалов буддийской культовой практики.