29 Января 2011
|В добуддийский период в религии тибетцев было большое количество божеств, в основном горных и озерных, заимствованных из индийской мифологии и старых местных религий. Этим божествам приписывались различные качества. Некоторые, раз гневавшись, могли наслать град и убить скот. Божества боролись между собой за господство над водой и обладание богатством. У них были свои предпочтения в еде, свои партнеры. Тибетцы и сегодня боятся этих божеств и стараются задобрить их жертвами и молитвами. Культ того или иного божества связан с определенными религиозными церемониями: окуриванием, принесением в жертву пищи, спирта или молока, бегом, стрельбе из лука или ружья.
На Западе буддизм считается прежде всего спецификой Тибета. Благодаря харизматической фигуре четырнадцатого Далай-ламы буддизм, безусловно, чрезвычайно популярен в Тибете, однако целых 10 процентов тибетцев исповедуют религию бон. Являются ли они истинными тибетцами? И можно ли назвать тибетцами мусульман-шиитов, также проживающих в Тибете? Конечно, религиозная принадлежность человека не может лишить его гражданства той или иной страны.
Став государственной религией в VIII веке, буддизм с течением времени подвергся значительным изменениям. Тибетский буддизм — это особое явление: он объединяет местные верования, существовавшие в стране в добуддийский период, и классическое учение Будды. Его называют также Алмазной колесницей (ваджраяпа), тантрическим буддизмом, ламаизмом — все эти названия распространились в первой половине XX века. На тибетском языке слово сы обозначает «религия» или «система верований», но оно также является синонимом слова «буддизм». Окуривание дымом от веток можжевельника и веток сосны на вершинах гор или крышах домов — одна из традиций местной религии, усвоенная тибетским буддизмом.