">

Различия в планировке построенных синхронно комплексов А и Б на Кара-тепе наглядно иллюстрируют процесс, связанный с развитием поклонения образу Будды. Речь идет о появлении специальных святилищ — «домов образа» — в буддийских монастырях. Так, в комплексе Б имеется ниша, в которой, вероятно, устанавливалась каменная скульптура, тогда как в синхронном комплексе А было сделано специальное помещение с обводным коридором, также служившее для размещения скульптуры.

В Средней Азии известно несколько разновременных памятников, имевших квадратное святилище, которые принято считать буддийскими храмами. К их числу относится Айртам. По реконструкции Г.А. Пугаченковой он представлял собой прямоугольное сооружение с глубоким айваном, который завершался квадратным святилищем.

В центре святилища располагался квадратный постамент; на нем, по всей видимости, выставлялась вотивная ступа. Г.А. Пугаченкова считает, что айртамский храм имел обходной коридор: такая планировка не характерна для буддийских памятников к востоку от Гин-дукуша, а является бактрийской разработкой.