">

В 1577 году Алтан-хан пригласил Сона ма Гьяцо, третьего настоятеля монастыря Дрепунг, в Монголию. Гьяцо прибыл туда в 1578 году: этот факт был чрезвычайно важен для истории Тибета, так как обращенные в буддизм школой Гелуг-па монголы во главе с Алтан-ханом стали преданными сторонниками этой школы. Монголы присвоили Сонаму Гьяцо, а также двум его предшественникам титул Далай-ламы. После смерти Сонама Гьяцо на пути обратно в Тибет в 1588 году четвертого Далай-ламу нашли в семье, родственной Ал тан-хану. Поддерживаемые монголами представители школы Гелуг-па составили конкуренцию религиозным и политическим лидерам Центрального Тибета, так что избежать столкновений было невозможно. В 1605 году царь Цанга и лидеры Карма-па прогнали монголов из района Лхасы, и напряженная обстановка в этом регионе сохранялась еще долгое время. В 1618 году войска Цанга атаковали несколько монастырей школы Гелуг-па.

В столь сложной политической обстановке весть о появлении пятого Далай-ламы долгое время держалась в секрете, так как последователи школы Гелуг-па всерьез опасались за его жизнь. После очередного столкновения монголов с войсками Цанга последние изменили место собственной дислокации, и обстановка стала спокойнее. В 1622 году было наконец официально объявлено о вступлении на престол пятого Далай-ламы в монастыре Дрепунг.