11 Марта 2011
|В настоящее время тибетский буддизм представляют четыре школы, которые, в свою очередь разделяются на отдельные течения. В своей основе все школы имеют одну и ту же религиозную доктрину. Основное же их различие состоит в том, какое значение в каждой из школ придается священным текстам, а также как эти тексты интерпретирует учитель. Таким образом, личность учителя, ламы, является особо почитаемой. Вокруг учителя, его учеников и последователей собственно и сформировались религиозные школы.
Идеи школы самбхавой. Представители этой школы разделяют философские воззрения учения «Полного совершенства» (Дзогчен) и религии бон.
Считается, что школа Нъингма-па, «Старая школа», появилась первой и была основана самим Падматочном Тибете. Школа имеет несколько направлений и использует «сокровенные тексты», тантры, переведенные или переработанные в период первого распространения буддизма в Тибете. Законность большинства этих текстов другие школы тибетского буддизма признавать отказались. Тем не менее в начале X века все школы приняли переводы или редакцию тантрических текстов учителя Ринчэна Цзанпо.
Школа Кадам-па — первая из появившихся в период второго распространения буддизма. Ее основатель Дромтон, ученик знаменитого монаха по имени Атиша (982—1054) из бенгальского монастыря-университета Викрамашила, был приглашен тибетским царем в Тибет для распространения буддизма. Особое внимание школа Кадам-па уделяла дисциплине и философии, а изучение эзотерических тантр было оставлено для элиты. Главный монастырь этой школы Ретинг в XIV веке был занят школой Гелуг-па, с которой слилась школа Кадам-па.